Городок специалистов по инженерным системам - Нью-СОК
"время разгона частотного преобразователя 1 сек."
Ну-ну. Я не удивляюсь, что у вас насосы разваливаются. Могу гарантировать, что ЭЦВ от вашей станции не проживет и года. ЗЫ. Разумеется частотный преобразователь не нуждается в разгоне. Это перл. Подразумеваю, что речь об установке в ЧР времени разгона насоса.
Алгоритм - вчерашний день. Использование в насосной станции насосов разной производительности - это жесть. Во-первых ресурс основного насоса и пикового будут сильно отличаться, а пиковый 2 вообще будет включаться раз в год. А если выбило автомат или частотник основного насоса вышел в аварию, или что при данной схеме разумеется основной насос отработал свое? Тогда пиковый насос работает на минимальные расходы? Чего удивляться, что у вас вялотекущая кавитация возникает?
Еще большая жесть, если возник большой расход, а потом опять в ноль. При этом надо разогнать основной насос, потом с нуля разогнать пиковый 1, и потом пиковый 2. И тут расход в ноль. При этом сразу снизить частоту трех насосов? Ну это же так просто. Вам же предлагается сначала снижать пиковый 2, потом пиковый 1 и только потом основной. За это время стрелки манометров уже загнет. А если убьет датчик давления, то недалеко и до катастрофы. Поди поэтому и поставили время разгона насосов в 1 сек.
Поэтому и приходится демонтировать подобные щиты и делаем нормально. Во-первых все насосы одинаковые, при подключении насоса не разгоняем его за 1 сек, но при превышении давления снижается частота всех включенных насосов одновременно. Все включенные насосы работают синхронно на одной частоте. Если общая частота снизилась ниже некоего порога, то один насос опять таки плавно останавливается, при этом оставшиеся повышением частоты не дают упасть давлению.
Про тест нулевого насоса вообще не хочу комментировать. Реализовать его 10 минут, но пояснить это заказчику... Просто надо было ПИД реализовывать, и не пришлось бы таким маразмом заниматься. ПИД регулирование уже применяется давно, и считается до сих пор считается передовым алгоритмом регулирования.
Разумно
Да нет в этом ничего разумного. Просто не надо путать режим с теми характеристиками, которые приведены в мануале на насос. Там нарисованы нагрузочные характеристики для насоса при номинальном напряжении питания и частоте 50Гц. И при этих условиях "загонять в режим" это значит перекрыть задвижку при сохранении питания. На самом деле ситуация в корне иная. Сопротивление остается прежнем и более того со снижением расхода снижается потери давления. При этом напряжение питания и частота его снижается. При этом нагрузочные характеристики насосов меняются весьма существенно. Меняется напор и производительность насоса. К примеру вместо насоса 5 кубов и 180 м получаете насос на 0.5 куба и 40 м. При этом уже фраза "загонять насос в режим" не катит, т.к. насос уже работает в своем номинальном режиме.
С чего это? Речь же не о нелинейных искажениях в усилителях? Хотя и там ООС все исправляет. Так же и здесь, обратная связь характеристику общей системы выравнивает. В этом и есть гениальность закона ПИД.
Гидравлические характеристики насоса меняются от числа оборотов. А каким образом Вы этого достигаете - насосу .... по барабану. Главное, чтобы понимали, что будет с конкретным насосом (обязательно с учетом его конструкции и с учетом конкретной сети) когда нужно разгонять быстро (менее 1 сек), а когда ....
Вот, и это самый корень вопроса, породивший спор.
При отсутствии частотника вы под конкретную сеть подбираете насос таким образом, что бы рабочая точка лежала в середине диапазона его нагрузочной характеристики. При изменении нагрузки рабочая точка сдвигается. В зависимости от расхода рабочая точка может гулять по всему диапазону нагрузочной характеристики. Поэтому применяют методы гидравлической стабилизации на краях диапазонов, или просто отключают насос по реле давления. Если этого не делать, то насос можно "загнать в режим", далекий от оптимального для конкретного насоса.
В случаях с частотниками все иначе. Варьируя частотой меняют сами нагрузочные характеристики насосов таким образом, что бы они идеально подходили под текущий расход данной сети. Диапазон регулировки ограничен лишь максимальной и минимальной частотой, определяемые электрическими характеристиками и отводом тепла. При этом даже на этих краях нагрузочная характеристика насоса остается оптимальной. Увеличения диапазона оптимальных характеристик достигается путем увеличения количества ОДНОТИПНЫХ насосов. При этом рабочий диапазон расширяется на n * dQ. При этом алгоритм весьма прост и прозрачен: при достижении края диапазона для конкретного количества насосов подключается следующий. При снижении частоты до такой, что можно один насос отключить, один отключается. Подключение или отключение производится плавно, не быстрее 10 сек, что бы не вызывать резких изменений и колебаний давления.
Так что рассматривая насос при использовании частотников не стоит рассматривать насос через призму его нагрузочной характеристики на 50 Гц. Это ошибочное восприятие.
Учитываем мы конструкцию, ограничивая диапазон оборотов, указанный производителем. Указывая данный диапазон производитель уже все учел.
Мы здесь рассуждаем о водоснабжении, а не пожаротушении. Это совсем разные системы. Самое главное отличие в том, что водоснабжение работает круглосуточно в чечении десятков лет, а пожаротушение либо вообще никогда не включится, а если и включится, то 1 раз в 100 лет. При этом нет задачи продлить как то ресурс насоса или добиться какой то стабильности давления. Это как при строительстве танка расчитывается его надежность исходя из средней живучести в бою 17 минут.
Приведите конкретный пример, а то на ум не приходит конструкция, которая этого не позволяет, при этом позволяет работу от частотника.
Немного не в тему пример. Точнее можно было привести судно с движителем от винта или водомета. Винт более всего подходит для сравнения с центробежным насосом. По-вашему получается, что если судно большое и мощное, то оно не может двигаться с малой скоростью, а как только включил редуктор хода, оно сразу набирает скорость в 50 узлов. Однако любой мощности судно в состоянии двигаться с самой минимальной скоростью банально снизив скорость винта, и ничто не мешает вам включить самый малый ход на шватовых. Винты банально будут перемешивать воду и все.
Наша песня хороша, начинай сначала. Я вроде провел эксперимент и показал режим отключения насоса не сходя со стула перед компом. Если при снижении частоты до минимума характеристики насоса не изменились до такой степени, что можно работать при нулевом расходе, то насос отключится. Это видно на графиках.
Это и говорит о том, что такой насос лучше не отключать. Любой пуск и стоп приводят хоть и к кратковременному, но сухому ходу. Если по характеристикам не получается оставить насос работать на минимальных оборотах, то лучше сделать небольшую рециркуляцию, чем останавливать несколько раз в час.
Вот именно подшипники скольжения стоят в скважинных насосах ЭЦВ, и именно поэтому они долго не живут, и именно поэтому комплектный щит автоматики убил первый насос на этом ВЗУ в первый же год эксплуатации, а после смены автоматики насосы уже шестой год как работают без единого ремонта. Такого от насоса не ожидал сам производитель. Я думаю, что это показательно и о многом говорит.
Возникновение кавитации легко можно понаблюдать воочию, если у вас или ваших друзей есть катер или моторная лодка. Оставляете нос лодки привязанной к причалу и даете задний ход сначала на минимальных оборотах. При этом видно, что вода обходится вокруг лопастей, и винт просто крутится в воде и никаких пузырьков. Потом добавляя обороты увидите сначала появление мелких пузырьков, а дальше при увеличении оборотов возникает разрыв струи и вода как бы вскипает и бурлит. При этом раздается характерный звук кавитации. В чистой воде винт на глубине 30-40 см виден как на ладони.
Эффект кавитации весьма распространен в мощных катерах, когда пытаются при подборе винта подобрать шаг поболее оптимального, чем может себе позволить обводы катера. Поэтому разгонять катер с винтом слишком большого шага приходится плавно увеличивая обороты. Если поставить грузовой винт с малым шагом, то газ можно дать сразу на полную, предварительно привязав пассажиров.
Про насосы с Вами общаться бессмысленно. Подшипники скольжения в ЭЦВ из других материалов, а пята принципиально другой конструкции, ну да ладно.
Вы про катер к чему? Про явленияе кавитации в интернете масса примеров. Если Вам интересно в применении к гребным винтам, то популярно тут http://www.salons.su/msk/articles/magazine/auto/aquat/vint/chno Кавитация - она и в Африке кавитация (еще у катеров есть проблема с кавитацией на подводных крыльях), но к кавитации при работе на закрытую задвтижку это не имеет никакого отношенния ... Ой, что это я опять про насос - Отставить.