Городок специалистов по инженерным системам - Нью-СОК
http://vkontakte.ru/video-11141555_122621521
Можно вложиться в действительно фундаментальные вещи типа котлов, турбин, высоковольтных трансов, а можно во вспомогательные — типа АСУТП, РЗА или какой-нибудь ТУЭ. Суммы примерно одного порядка, однако в первом случае от ТЗ до акта приемки лет 5, а во втором 1-1,2 года. Кроме того, замена агрегатов – дело гемморойное: заказать (а чертежи?), привезти (по ЖД никак, нужно судно нанимать), установить (кто устанавливать то будет?), испытать (мама!). Или наоборот: нанять генподрядчика (можно своего, или просто помойку), с субчиками – проблем нет, железо импортное, проверенное. Чего-нибудь смастерят.
Да не в этом даже дело. Вот сидит какой-нибудь временщик (а сейчас других нет) и думает: «1,5 года точно усижу. А усижу ли 5 лет? Неизвестно.» А ОТКАТ кому пойдет?! Т.е. «Быстро стибрил и ушел – называется: нашел».
В общем говоря, привыкайте к стране в которой мы живем. В ближайшие 5 лет будет еще 2 таких же катастрофки.
цитата: цитата: Цитата: Сообщение от XX33 Из общения с очевидцем...оставшимся живым
1. Несколько месяцев подряд (до катастрофы) писались служебные записки о перегреве ГА2. 2. Всё воскресенье была сильнейшая вибрация на станции. 3. Насколько я понял, многие задвижки внутри машзала закрылись автоматически, закрывая выход персоналу. 4. Опознание погибших представляет сложности, ГА2 в клочья уничтожал людей, которые были в машзале. Похоже, будет "братская могила"...Будут строить часовню... 5. Напуганные люди с Черемушек и Саяногорска с трудом принимают помощь "кавказцев", хорошо, что идет информация о том, что это - специалисты гидростроя. Как мне кажется, нужно через центральные СМИ рассказать откуда кто приехал и успокоить людей. 6. Были серьезные проблемы с задвижками... ржавчина, гниль...
Ну вот, появились недостающие мазки и картина начала понемногу проясняться. Итак, что мы имеем:
Весной этого года (поправьте меня на дату) ГА-2 был введен в эксплуатацию после капитального ремонта и, соответственно, в капремонт пошел ГА-6. Практически сразу после ввода в эксплуатацию выяснилось, что агрегат неисправен. Реально, это означает, что капремонт ГА-2 (и денежки за него) пошел коту под хвост. Агрегат необходимо снова останавливать и выводить в ремонт. А это потери денег, как прямые (на новый ремонт), так и недополученная прибыль от сокращения выработки электроэнергии станцией. На ситуацию наложилось еще, как минимум, две причины. Во-первых, водосток в Енисее в этом году повышенный, что дает возможность получать от станции максимум энергии, а значит и максимум прибыли (премии топ-менеджерам и тому подобное). Во-вторых, станция является основным поставщиком электроэнергии на алюминиевые заводы господина Дерипаски. Цена электоэнергии ГЭС самая низкая, а тут еще этот кризис. Дерипаска в долгах, как в шелках. Плюс Вова Путин прилюдно, по телевизору, вытирает об него ноги (но деньги при этом дает). Дерипаска кровно заинтересован именно в элетроэнергии с СШ ГЭС для снижения себестоимости производимого алюминия в условиях кризиса и упавшей цены на алюминий. Таким образом, ни покупатель элетроэнергии, ни руководство Русгидро и станции не заинтересованы в остановке ГА-2. Агрегат продолжает молотить с повышенными температурой и вибрацией. Все ограничивается писАнием служебок "наверх". Но увы, ничто не вечно под Луной.
В воскресенье, 16 августа 2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений. Начальников отзывают из отпусков и собирают консилиум с вопросом - что делать? Деваться некуда и принимается единственно возможное решение - останавливать ГА-2. В понедельник, с началом утренней рабочей смены, агрегат начинает штатно выводиться из эксплуатации. Как только обороты ротора "входят" в зону запрещенных режимов, вибрация ротора скачкообразно возрастает и происходит авария.
Сейчас, в принципе, не важно, как произошла авария. То ли заклинило ротор, то ли его перекосило и колоссальный момент инерции ротора вкупе с 200-метровым столбом воды выломал крышку турбины из бетонного стакана. Я думаю, основная причина аварии в том, что аварийный агрегат стали выводить из эксплуатации штатно. А надо было выводить его аварийно, то есть путем закрытия задвижки верхнего бьефа (водозабора) агрегата. При этом на станции должна была быть объявлена тревога. Весь персонал из машинного зала и всех помещений ниже уровня пола машзала эвакуирован. То же касается и административного корпуса.
Относительно электронных систем доступа, во всем мире в аварийных ситуациях системы доступа автоматически разблокируют все двери для облегчения эвакуации людей и доступа спасателей к месту аварии. Но в России наоборот, всё блокируется исходя из принципа: "Чтобы ничего не спи#дили под шумок"...
Когда Шойгу назвал эту аварию "уникальной", он даже не догадывался, насколько он прав. Ибо только в России могут несколько месяцев сознательно эксплуатировать неисправный гидроагрегат на высоконапорной ГЭС в угоду финансовым интересам отдельных людей...
Все виновные в аварии прекрасно осознают степень своей ответственности. Весь вопрос в том, насколько власть готова их наказать...
отсюда - http://forums.drom.ru/1076005678-post4161.html
http://4044415.users.photofile.ru/photo/4044415/96092847/108766701.jpg
..и так и не понял, каким образом отапливали такое грандиозное помещение, при сибирских-то соответствующих морозах.. А ведь отапливать, по любому, были должны - даже если рассчитывать на то, что протекающая под полом вода и выделяющие тепло генераторы поддерживают температуру выше нуля, всё равно должна быть какая то борьба с конденсатом в зимний период..
Отопительных приборов никаких не разглядел - может не там смотрел?
а вот здесь вообще конспирология http://vitaly-nasennik.livejournal.com/20514.h....t224802
Я понимаю, что Вы наверное уже разобрались с вибрациями на турбине (не удивлюсь если Вы изучали этот вопрос по википедии). Но Kass! у людей горе, а Вы пишите полный бред про регулятор лопастей и про никчемную автоматизацию. Побойтесь бога. Когда Вы цитируете информацию из новостей - это куда ни шло, но делать выводы (конретные технические выводы) ничего не понимая в турбинах и в процессах происходящих там - это по меньшей мере глупо, а по большей мере опасно (ведь найдутся такие-же и начнут Вас цитировать).
И все таки непонятно, как от "воздушной пробки под крышкой турбины" мог получиться гидравлический удар..
Там , насколько понял, сначала были проблемы с уровнем воды в водохранилище и оразованием льда.. Но , вроде как, за день-два до аварии все было уже решено..
В принципе выяснилось то, о чем я сразу говорил. Пионеры какие то делали АСУ ТП. Вот и результат. Нельзя проводить конкурс по минимальной цене. Это чревато. Разумеется, что ниже всего в цене упадут как раз пионеры, у которых нет ни объемов, ни заказов ни работы. Специалисты сильно не упадут, да и вообще не будут принимать участие в подобных тендерах. Я думаю, что для нормализации ситуации государство должно лицом повернуться к специалистам, а не задницей. При проведении тендера нужно смотреть результаты работ различных фирм в той или иной отрасли и приглашать их, а не проводить что то типа конкурса "А ну-ка девушки" среди тех, кто лишился работы.
Ну если вы не разобрались, то это пока еще ничего не значит. Я с этим давно разобрался и это показали реальные графики. Я вам десятками способов введу регулируемую систему в резонанс. Но это совсем другая тема. И результат печальный.
Там заслонки на входе в турбину и сами лопатки турбиной управляются автоматикой. Тонкостей в регулировании работы турбины море. Алгоритм нужно писать со множеством защит от дурака и различных нестандартных ситуаций, писать множество обходный резервных алгоритмов. Учитывая тот факт, что реконструкцию проводили пионеры, то результат не заставил себя долго ждать.
Регулирование - процесс не простой, только гидравлический удар тут не при чем. (Кстати воздушная пробка даже предохраняет от гидравлического удара).
Гидравлический удар, явление резкого изменения давления в жидкости, вызванное мгновенным изменением скорости её течения в напорном трубопроводе (например, при быстром перекрытии трубопровода запорным устройством). Увеличение давления при Г. определяется в соответствии с теорией Н. Е. Жуковского по формуле Dp = r(v0 - v1) c, где Dp - увеличение давления в н/м2, r - плотность жидкости в кг/м3, v0 и v1 - средние скорости в трубопроводе до и после закрытия задвижки в м/сек, с - скорость распространения ударной волны вдоль трубопровода. При абсолютно жёстких стенках с равна скорости звука в жидкости а (в воде а = 1400 м/сек). Гидравлический удар - сложный процесс образования упругих деформаций жидкости и их распространения по длине трубы. При очень большом увеличении давления Гидравлический удар может вызывать аварии. Для их предупреждения на трубопроводе устанавливают предохранительные устройства (уравнительные резервуары,воздушные колпаки, вентили и др.). Теория Гидравлический удар, развитая Н. Е. Жуковским, способствовала техническому прогрессу в гидротехнике, машиностроении и др. отраслях. Лит.: Жуковский Н. Е., О гидравлическом ударе в водопроводных трубах, М. - Л., 1949; Мостков М. А., Башкирова А. А., Расчеты гидравлического удара, М. - Л., 1952.
Плотина очерчена по напорной грани радиусом 600 м.
По условиям бетонирования и омоноличивания тела плотины ее массив разделен радиальными швами на секции, а в поперечном сечении на столбы. Арочно-гравитационная плотина состоит из водосбросной, станционной и глухих береговых частей. Гашение энергии сбросного потока осуществляется в водобойном колодце.
Профильтровав кучу информации на http://forums.drom.ru/hakasiya/t1151239745.html все больше прихожу к выводу, что события на СШГЭС развивались в следующем порядке: "Весной этого года... ГА-2 был введен в эксплуатацию после капитального ремонта и, соответственно, в капремонт пошел ГА-6. Практически сразу после ввода в эксплуатацию выяснилось, что агрегат неисправен. Реально, это означает, что капремонт ГА-2 ... пошел коту под хвост. Агрегат необходимо снова останавливать и выводить в ремонт. А это потери денег, как прямые ..., так и недополученная прибыль от сокращения выработки электроэнергии станцией. ... Агрегат продолжает молотить с повышенными температурой и вибрацией. ... " "...Несколько месяцев подряд (до катастрофы) писались служебные записки о перегреве ГА2." "...В воскресенье, 16 августа 2009 года, вибрации ГА-2 усиливаются до неприемлемых значений." "...колебания на два миллиметра перед самым разрушением. " "...Начальников отзывают из отпусков и собирают консилиум с вопросом - что делать? Деваться некуда и принимается единственно возможное решение - останавливать ГА-2. В понедельник, с началом утренней рабочей смены, агрегат начинает штатно выводиться из эксплуатации. Как только обороты ротора "входят" в зону запрещенных режимов, вибрация ротора скачкообразно возрастает и происходит авария." "... в 3:06, при понижении нагрузки, и вывода ГА-2 на низкую мощность, при мощности порядка 520 МВт, в "красной" зоне нагрузок сработала защита сервоприводов НА, и понижение выработки этим агрегатом решили отложить, вернув его в разрешенную, устойчивую зону на 580 МВт. А проблем с НА этого агрегата - было достаточно до аварии. Второй факт..., что по крайней мере за несколько дней до этого гидропривода затворов на ВБ находились на ремонте. Известно, что в случае поломки НА вывод ГА должен происходить путем штатного опускния затвора на ВБ. Для справки: В штатном режиме на СШГЭС на закрытие НА уходило 14 минут, на опускание затвора ВБ - 18. " " Возможно, из-за вибрации исказилась форма сигналов тахогенератора (они перестали быть синусоидой, появились гармоники...) Возможно, увеличилось количество переходов этой "несинусоиды" через ноль и эффективное значение напряжения (и то, и другое приведет к росту показаний датчика: первое - при время-импульсном методе измерения, а второе - при амплитудном..." "... за несколько секунд (около 3-х) перед аварией процесс развивался примерно так на фоне плавного снижения мощности: резкое повышение вибрации подпятника гидрогенератора до недопустимых значений и повышение вибрации подшипника турбины свыше допустимых значений; следом идет моментальный заброс оборотов со 100 до 125% при этом не происходит изменения открытия лопаток направляющего аппарата и не меняется мощность гидроагрегата (где была защита - не понятно); буквально секунду обороты 125% держатся и моментально стремятся к 0 при этом лопатки направляющего аппарата находятся в прежнем положении и не закрываются; далее открытие лопаток направляющего аппарата резко в 0 и мощность в 0, заброс тока и агрегата больше нет..."