Главная » 2009»Август»3 » Операторы широкополосного доступа в интернет потянулись в регионы
Операторы широкополосного доступа в интернет потянулись в регионы
09:09
Российский
рынок широкополосного доступа в интернет (ШПД) развивается динамично,
но в основном за счет столичного региона. В первом квартале 2009 года
на Москву и Санкт-Петербург пришлось не менее 40% всех частных
абонентов "широкой полосы". По прогнозам агентства iKS-Consulting,
к 2010 году уровень проникновения ШПД в Москве вырастет с 75,4% до
81,2%, и у поставщиков услуги почти не останется возможностей для
роста. Столичные абоненты избалованы выбором: в большинстве домов есть
техническая возможность подключения к двум и более провайдерам.
В регионах ситуация обратная: правила рынка
диктует небольшое количество игроков, которые зачастую продают услуги
подключения к Сети по завышенным тарифам. Согласно исследованию
компании Comnews, из 35 крупнейших российских городов лишь
в Санкт-Петербурге стоимость безлимитного доступа в интернет со
скоростью 1 Мбит/с ниже, чем в Москве. Для сравнения: в Астрахани
стоимость предложения превышает столичную в шесть раз.
Как бы то ни было, рынок услуг ШПД постепенно
набирает обороты и за пределами столицы. Если в 2006 году аналитики
iKS-Consulting оценивали уровень проникновения "широкой полосы"
в регионах в 2,7%, то в нынешнем году прогнозируют 18,4%. Некоторые
города, например Челябинск и Пермь, по этому показателю уже догоняют
Москву.
Выезд за МКАД В последние два-три года практически все
крупные интернет-провайдеры объявили о планах развития своих сетей
в регионах. Даже магистральный оператор "Транстелеком" (ТТК, основной
акционер — ОАО "Российские железные дороги"), до недавнего времени
работавший только в корпоративном сегменте, прошлой весной решил
предоставлять услуги ШПД и частным пользователям. За год реализации
новой стратегии провайдер охватил сетями FTTB 40 городов, подключив
к "широкой полосе" 3,5 тыс. юридических лиц и 25 тыс. частных клиентов.
Инвестиции в розничную сетевую инфраструктуру ТТК оцениваются в 40,8
млрд руб. Экспансию в регионы предприняли также холдинг "Голден
телеком" и его дочерний оператор "Корбина телеком". Два года назад они
запустили проект Triple 65, в рамках которого собирались, вложив $1,5
млрд, к 2011 году покрыть сетью 65 городов России. Осенью 2008 года
количество городов, задействованных в проекте, увеличилось до 300.
Однако эксперты предрекают холдингу нелегкую конкурентную борьбу
с дочерними компаниями "Связьинвеста", чьи позиции в регионах
традиционно сильны.
Из-за кризиса некоторым компаниям пришлось
заморозить большую часть своих региональных проектов. К примеру, один
из лидеров рынка ГК "Акадо" в ноябре прошлого года решил на время
приостановить развитие бизнеса за пределами столицы.
С другой стороны, у тех компаний, которых
кризис коснулся в меньшей степени, появилась возможность закрепиться
в регионах посредством покупки местных игроков. "В нынешних условиях
перед крупными игроками открываются возможности роста за счет
консолидации региональных активов, чья стоимость может снизиться",—
подтверждает PR-представитель компании "Комстар — Объединенные
телесистемы" Екатерина Невская. По ее словам, 11-процентный пакет
собственных акций "Комстар" рассчитывает использовать для
стратегических инвестиций.
Толчок к развитию рынка ШПД, в том числе
в регионах, дал в середине прошлого года запуск в коммерческую
эксплуатацию мобильного WiMax — сетей четвертого поколения. Основной
поставщик этих услуг компания Yota, в числе акционеров которой ГК
"Ростехнологии", собирается за три года потеснить местных провайдеров
в 30-40 городах России. Процесс уже пошел: с приходом Yota в Уфу
местные игроки вдвое снизили тарифы на интернет. По подсчетам директора
по связям с общественностью Yota Натальи Царевской-Дякиной, количество
абонентов Yota, пользующихся безлимитным WiMax во время поездок
в другие города, с марта по май этого года выросло с 8% до 28%.
Компания "Комстар", также запустившая в прошлом
году сети мобильного WiMax, поставлять услугу в регионы не собирается.
Главная причина — недостаточный уровень проникновения ПК. "Если
говорить о регионах, то здесь в отличие от Москвы не так распространены
ноутбуки, поэтому потребность в мобильности невелика, и услуга не будет
сильно востребована,— объясняет Екатерина Невская.— Кроме того,
в регионах уже есть сети 3G. Сети мобильного WiMax имеет смысл строить
только в виде дополнения к проводным технологиям и беспроводному
Wi-Fi".